семантического радикала метод


семантического радикала метод
        СЕМАНТИЧЕСКОГО РАДИКАЛА МЕТОД — принадлежит к классу методов экспериментальной семантики и является одним из объективных методов анализа значения путем выделения его ассоциативных полей. С. р. м. относится к числу условно-рефлекторных методик (С.К. Шварц —1954, О.С. Виноградова, Е.Н. Соколов— 1958; А. Р. Лурия, О.С. Виноградова — 1971), где критерием семантической близости исследуемых объектов является перенос (генерализация) условно-рефлекторной реакции с одного объекта на др., семантически с ним связанный. В исследовании А.Р. Лурии, О.С. Виноградовой предъявление ряда понятий (напр., скрипка, мандолина) определенного семантического класса (музыкальные инструменты) сопровождалось отрицательным подкреплением — ударом электротока. Дальнейшее предъявление семантически связанных понятий вызывало оборонительную реакцию, а понятия, более косвенно связанные с подкрепляемыми (соната, концерт и т.п.), вызывали ориентировочную реакцию. Слова, семантически не связанные с подкрепляемыми, не вызывали ни оборонительную, ни ориентировочную реакции. Последние регистрировались с помощью плетизмографа — прибора, позволяющего фиксировать сжатие и расширение кровеносных сосудов головы и конечностей (пальца руки). Оборонительная реакция связана со сжатием сосудов мозга и сосудов периферии, а ориентировочная — со сжатием сосудов конечностей и расширением сосудов мозга. На основе записи этих реакций строилось семантическое поле объектов, связанных с подкрепляемыми; причем по силе и характеру реакции (оборонительная или ориентировочная) можно выделить центр и периферию этого семантического поля. Генерализация условно-рефлекторной реакции в норме осуществляется по семантическим связям (скрипка—виолончель), а для умственно отсталых по фонетическим (скрипка—скрепка). Отличительной особенностью С. р. м. является то, что испытуемые, как правило, не осознают основания, по которому происходит подкрепление током исследуемых понятий, и выдают реакции на неосознаваемом уровне, образующим, по мнению А.Р. Лурии, фон любого познавательного процесса. Это положение получает дополнительное подтверждение при сопоставительном анализе С. р. м. и метода семантического дифференциала (см. Семантического дифференциала метод). Так, в исследовании В. Ф. Петренко, посвященном формированию искусственных понятий путем семантических «срезов» с помощью указанных методик, было выявлено, что испытуемые могут давать адекватные оборонительные реакции на существенные признаки на неосознаваемом уровне, фиксируемом с помощью семантического радикала, в то время как на сознательном уровне при оценке объектов с помощью методики семантического дифференциала эти признаки не выделяются и не осознаются. Таким образом, достоинством С. р. м. является применимость его для исследования развитии значений в онтогенезе, при исследовании актуальной динамики формирования понятий, в общей, нейро- и патопсихологии.
        В.Ф. Петренко

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Смотреть что такое "семантического радикала метод" в других словарях:

  • семантического радикала метод — см. метод семантического радикала Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

  • метод семантического радикала — (от греч. semantikos обозначающий и лат. radicalis коренной) один из объективных методов экспериментальной семантики, разработанный А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой (1959) и состоящий в анализе значений путем выделения их ассоциативных полей. М.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Метод Семантического Радикала — (от греч. semanticos обозначающий и лат. radicalis коренной) объективный метод определения семантических полей, разработанный А.Р. Лурия и О.С. Виноградовой в 1959 г. В основе …   Психологический словарь

  • метод радикала семантического — один из методов объективных семантики экспериментальной для определения полей семантических, разработанный А.Р. Лурией и О.С. Виноградовой в 1959 г. Состоит в анализе значений путем выделения их полей ассоциативных. В его основе лежит процесс… …   Большая психологическая энциклопедия

  • личность: исследование: метод — совокупность способов И приемов изучения психологических проявлений личности. По форме и условиям проведения различаются методы: 1) экспериментальные и неэкспериментальные; 2) лабораторные и клинические; 3) прямые и косвенные; 4)… …   Большая психологическая энциклопедия

  • семантическое пространство субъективное —         СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СУБЪЕКТИВНОЕ (англ. Subjective Semantic Space) операциональнаяй модель представления категориальной структуры индивидуального сознания в виде математического пространства, координатные оси которого соответствуют …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Методы исследования понятий — группа психологических методов, направленных на изучение понятий. Содержание 1 Метод определения понятий 1.1 Результаты применения (на детях) …   Википедия

  • Методы изучения понятий — Методы исследования понятий группа психологических методов, направленных на изучение понятий. Содержание 1 Метод определения понятий 1.1 Результаты применения (на детях) …   Википедия

  • Понятие — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Понятие  отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношен …   Википедия

  • Понятия — Понятие форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности… …   Википедия